4
ООО "Пятерка и К". Автоматизация торговли, продажа и обслуживание контрольно-кассовой техники, весового и банковского оборудования. Ваша единица измерения
Торгово-сервисный центр
Пятерка сервис
Это золотая жила для банков: к ним стекутся данные обо всех тратах клиентов.
Закон разрешает передавать чеки покупателю в электронном виде, в нем заложена и возможность отказаться от печати чека, указывает представитель розничной сети «Лента».
Россияне, расплатившиеся картой любой платежной системы, смогут получать кассовый чек в личный кабинет банка.
Сервис тестируют Национальная система платежных карт (НСПК, оператор национальной платежной системы «Мир») и банк «Тинькофф», рассказали «Ведомостям» их представители. В личном кабинете чеки появятся уже с апреля 2018 г., для мобильного приложения сервис заработает осенью.
Сейчас покупатель может получить электронный чек, если оставит номер телефона, адрес электронной почты или отсканирует QR-код с чека. Программа, разработанная НСПК, этого не требует. Она привязывает кассу к эквайринговому терминалу торговой точки, сообщают НСПК и «Тинькофф», и чек направляется в личный кабинет покупателя.
Торговые точки не участвуют в проекте, рассказывает директор по развитию «Первого ОФД» (единственный оператор фискальных данных, ОФД, участвующий в проекте) Максим Ларькин: покупатель дает поручение банку на обработку чеков из разных торговых точек, а разрешение торговой точки получать не нужно.
Покупатель, кроме того, автоматически получает кэшбэк, продолжает Ларькин, но кэшбэк возможен, только если чек прошел проверку Федеральной налоговой службы, и, получается, покупатель вовлекается в процесс проверки чеков, что стимулирует бизнес выходить из серой зоны.
Плюсы есть и для банков – они получат удобный инструмент для анализа предпочтений клиентов, пишут НСПК и «Тинькофф». Сейчас банки могут видеть только категории транзакций, например «супермаркеты», «фастфуды», «кинотеатры», объясняет начальник управления развития электронной коммерции Бинбанка Алексей Соловей: «Сбор и анализ детальной информации поможет банкам глубже изучать потребности аудитории, а значит, делать более точные и адресные предложения».
Помимо банка «Тинькофф», НСПК готовит к участию в проекте еще два банка, сообщает представитель системы, переговоры ведутся еще с несколькими.
По завершении тестирования несколько банков присоединятся к проекту, подтверждает Ларькин, но сервис будет интересен всем розничным банкам. Банк «Русский стандарт» рассматривает участие в проекте, говорит исполнительный директор кредитно-карточного бизнеса Ростислав Яныкин.
В прошлом году россияне заплатили картами в магазинах 16 трлн руб., или на 30% больше, чем в 2016 г., сообщал Центробанк.
Информация банков становится все более обширной и качественной – в банки стекаются фактически все данные о платежах россиян, констатирует Бурмистров.
Что касается личных данных, говорит вице-президент РСПП Сергей Мытенков, у банков уже сейчас информация по всем транзакциям клиентов, вряд ли информация, сколько зубной пасты или макарон было куплено в том или ином магазине, нарушит конфиденциальность данных потребителя. А удобство для пользователей несомненно, заключает он.
Вопрос заключается в том, насколько сами клиенты хотят делиться такими данными, полагает партнер Bain & Company Егор Григоренко: «Получается, банк сможет полностью мониторить их траты, будет знать все об их предпочтениях, регулярности и географии покупок».
Информация о клиентах – самое главное богатство розничных банков, а подобный срез – золотая жила для их продуктовых предложений, заключает Григоренко (Ведомости).